ОГЛАВЛЕНИЕ>>

Вознесенский а. а. - Поэма «мастера»


    Ваш молот не колонны и
    статуи тесал —
    сбивал со лбов короны
     и троны сотрясал.
    А. Вознесенский
    
    Андрей Вознесенский буквально ворвался в поэзию в шестидесятые годы. Для него характерны были молодой задор, удивление и восхищение этим прекрасным миром, в котором ему суждено было жить и творить.
    Поэма “Мастера” сразу выдвинула Вознесенского в разряд популярных и неординарных авторов. В произведении было столько молодой страсти, поэтической энергии, ритм его был так стремителен, а живопись броска, неожиданна, что о поэте сразу заговорили и заспорили.
    
    Колокола, гудошники...
    Звон, звон...
    Вам,
    Художники
    Всех времен!..
    Ваш молот не колонны
     И статуи тесал —
    Сбивал со лбов короны
    И троны сотрясал.
    
    Эта поэма проникнута идеей бессмертия подлинного искусства. Ничто над ним не властно, даже безжалостное время.
    
    Художник первородный —
     Всегда трибун.
    В нем дух переворота
    И вечно — бунт.
    Вас в стены муровали.
     Сжигали на кострах.
    Монахи муравьями
    Плясали на кострах.
    Искусство воскресало
    Из казней и из пыток
    И било, как кресало,
    О камни Моабитов.
    
    Для сюжета Вознесенский берет драматическую легенду о мастерах, построивших чудо-храм — Покровский собор, известный в народе больше под названием храм Василия Блаженного, и об ослеплении мастеров, дабы не сотворили еще лучше храма где бы то ни было.
    
    Их было смелых — семеро,
    Их было сильных — семеро,
    Наверно, с моря синего
    Или откуда с севера,
    Где Ладога, луга,
    Где радуга — дуга.
    Они ложили кладку
    Вдоль белых берегов,
    Чтоб взвились, точно радуга.
    Семь разных городов.
    
    Поэма написана звучным, ярким языком. От главы к главе меняется ритм от “железного” скрежета и четкости в первой главе до бесшабашной скоморошьей песни во второй и третьей.
    
    Кудри — стружки,
    Руки — на рубанки.
    Яростные, русские,
    Красные рубахи...
    
    Холод, хохот, конский топот да собачий звонкий лай.
    Мы, как дьяволы, работали, а сегодня — пей, гуляй?
    
    Поэт как бы соединил два времени. С молодым задором, безбоязненно он описывает далекое прошлое, не старается стилизовать свой язык под древнерусскую речь, а говорит на привычном ему и читателям языке.
    
    ..А храм пылал в полнеба,
    Как лозунг к мятежам,
     Как пламя гнева
    Крамольный храм!
    
    Тема творчества и мастерства всегда актуальна, во все вре-I мена. Кроме этого, в поэме поставлен вопрос о власти и творце. Они вечно противостоят друг другу. Власть всегда видит угрозу и крамолу в творчестве, стараясь удушить творца. Но убить искусство невозможно, оно будет существовать до тех пор, пока будут жить люди.
    
    Не быть, не быть, не быть городам!
     Узорчатым башням в тумане не плыть.
     Ни солнцу, ни пашням, ни соснам — не быть!
     Ни белым, ни синим — не быть, не бывать.
    И выйдет насильник губить — убивать...
    Врете,
    сволочи,
    Будут города!
    Над ширью вселенской
    В лесах золотых
    Я,
    Вознесенский,
    Воздвигну их!
    
    Таким образом, осуществилась связь времен. Поэт чувствует себя наследником отцов и дедов, продолжателем их идей:
    
    Я той же артели,
    Что семь мастеров.
    Бушуйте в артелях,
    Двадцать веков!
    Я тысячерукий —
    руками вашими,
    я тысячеокий —
    очами вашими.
    Я осуществляю
    в стекле и металле,
    О чем вы
    мечтали,
    О чем —
    не мечтали...