ОГЛАВЛЕНИЕ>>

Шекспир у. - «он человек был — человек во всем; ему подобных мне уже не встретить»


Трагедия «Гамлет» стала первой из «великих трагедий» У. Шекспира. Основной идеей произведения является мысль о том, что человечество утратило свой высочайший смысл, слово «человек» перестало быть обозначением высшей ценности, высшей похвалы. Свое стремление спасти мир, восстановить величие человека автор воплотил в образе своего героя — принца Гамлета. Великий драматург ставит перед читателями вопрос — можно ли мириться с несправедливостью, злом, или же необходимо встать на борьбу с пороками общества.
Мысль о былом величии человека звучит уже с первых страниц, в словах Гамлета об его отце:

Он человек был в полном смысле слова.
Уж мне такого больше не видать!

Герой с горечью сознает, что подобных людей уже не встретить в его окружении: благородство и честь гибнут под натиском подлости, корысти и эгоизма. Возвышенная душа принца страдает в трагическом столкновении идеалов с действительностью. Мы видим, как разрываются его связи с близкими людьми и, более того, с самим собой, с миром убеждений, представлений, идеалов, веры, — миром, в котором он жил раньше. Наделенный проницательным УМОМ, Гамлет сразу же видит «подлую игру» и «злые дела», происходящие в королевстве. Он осознает, что его бывшие друзья стали шпионами нового короля. Из-за их предательства герой теряет веру в дружбу и преданность. Именно поэтому Гамлет без сожаления отправляет их на смерть, которая, при их же невольном участии, была уготована ему самому. Повсюду вокруг себя принц чувствует ложь, угодничество и предательство. Он без труда отличает истинную скорбь от притворной, и потому так дерзок его разговор c Гертрудой и Клавдием:

...Ни мрачность
Плаща на мне, ни платья чернота,
Ни хриплая прерывистость дыханья.
Ни слезы в три ручья, ни худоба,
Ни прочие свидетельства страданья
Не в силах выразить моей души.
Вот способы казаться, ибо это
Лишь действия, и их легко сыграть,
Моя те скорбь чуждается прикрас
И их не выставляет напоказ.

Он смело обвиняет мать в поспешном браке с ничтожным человеком, что воспринимается им как моральная нестойкость, уступка плотским желаниям. Поступок королевы положил начало его полному разочарованию в человеке, и особенно в женщине; разрушил его собственную любовь. В холодности Офелии, во всем покорной своему отцу, Гамлет видит женское кокетство. Он также сознает явное угодничество придворных, стремящихся заслужить милости от короля. Главный вывод о развращенности света герой делает после встречи с призраком:

Что можно улыбаться, улыбаться
И быть мерзавцем...
Первым побуждением Гамлета было уйти из жизни, порвав таким образом связи с беспросветным злом. Однако он чувствует свою ответственность за судьбу страны, понимает, что мир необходимо исправить, и сделать это нужно здесь, на земле. Сам Гамлет еще сохранил в своей душе чистые чувства: он способен к глубокой и верной дружбе, горячо любит Офелию, испытывает теплые и нежные чувства к матери. Из его монологов и высказываний открываются искренние личные переживания, страдания и отзывчивость его сердца, хотя и выраженные часто с горячностью и сарказмом. Например, в его резкости с матерью скрыта не столько злоба, сколько желание вырвать ее из рук убийцы, пробудить нравственное начало в ее душе.
Гамлет играет роль безумца, однако не только для того, чтобы обмануть Клавдия и его шпионов, но и для того, чтобы иметь возможность свободно выражать свое негодование и скорбь, не опасаясь подозрений. Он решил мстить, и его месть — это попытка исправить мир, погрязший во зле и пошлости. И все же он медлит. Но причины его промедления кроются не в слабости или трусости — мы имели возможность не раз убедиться в том, что этих качеств нет в характере героя. Он колеблется, в основном, из-за осознания непосильности подобной задачи для одного человека, даже
самого могучего и решительного. Именно этим объясняются его постоянные размышления, сомнения, погружение в глубины своего отчаяния. В этих противоречиях и заключается вся душевная трагедия Гамлета.
Финал трагедии отражает твердую уверенность автора в том, что участь каждого человека является результатом взаимодействия его характера и окружающих обстоятельств. Шекспир показывает, как лучшие, благородные, умные и одаренные люди, сердца которых наполнены стремлением к лучшему, к высшим человеческим ценностям, гибнут под натиском темных сил.