ОГЛАВЛЕНИЕ>>

Фольклор - Отражение в лирических песнях душевной красоты народа


Мы не знаем, когда появились первые песни, поскольку их истоки уходят в глубину веков. Не знаем и имен первых песенников, однако можно с уверенностью сказать, что именно в песнях сокрыты духовные сокровища человечества.

Понятие «народная песня» появилось не случайно. Так, песни раньше слагали люди, несомненно, талантливые, потому что их до сих пор поют потомки. Слова песен выходили из народа и возвращались к нему.

Лирические народные песни отличаются особой задушевностью и поэтической красотой. Их характерными чертами являются искренность, простодушие, «сердечная тоска».

В песнях нашли отражение горе и радости «сердца в тесном и ограниченном кругу общественных и семейных отношений». Многие из них посвящены нелегкой женской доле — разлуке с любимым или насильной выдаче замуж за немилого и постылого.


Не давай меня, батюшка, замуж,

Не давай, государь, за неровню,

Не мечись на большое богатство,

Не гляди на высоки хоромы.

Не с хоромами жить, с человеком,

Не с богатством жить мне, с советом.


Распространенной является также тема тоски по родной стороне. Главным персонажем здесь обычно выступает «добрый молодец», отданный в солдаты:


Отдают меня, добра молодца, в царску службу

Что во ту ль, во ту службу царскую, во солдаты.


Часто герои песен ропщут на горькую молодецкую долю, обрекшую их скитаться на чужбине, покоряясь чужой воле:


Сторона ль моя незнакомая!

...Занесла меня кручинушка,

Что кручинушка великая —

Служба грозная государева,

Прытость, бодрость молодецкая...


К лирическим песням причисляют также песни воинские, разбойничьи, песни народных восстаний. В них часто звучит тема угнетения простых людей, их страданий и бедственного положения, а также произвола бояр:


Гонят старого, гонят малого

На работушку ранешенько,

А с работушки позднешенько.


Мне очень нравятся лирические народные песни, и я надеюсь, что они никогда не будут забыты.
Народные лирические песни — одно из самых ценных духовных приобретений нашего народа. Эти песни создавались в процессе трудовой деятельности, в них проявились людские надежды и мечты, нашли свое отражение обычаи и верования, стремление к лучшему будущему. Но главное, что ценим мы в народных лирических песнях, это то, что в них отражен характер народа, его доброта, искренность, щедрость, душевность.

Традиционные протяжные лирические песни — это крестьянские песни. Н. Г. Чернышевский справедливо отмечал, что у крестьян «в понятии «жизнь» всегда заключается понятие о работе: жить без работы нельзя, да и скучно было бы». Поэтому в народных песнях часто поэтизируется крестьянский труд и орудия этого труда. Например, жатва серпом — одна из самых тяжелых полевых работ, которую выполняли женщины, но с какой любовью говорит об этой работе в песне молодая жница:


Уж я сноп-то нажала,

Алой лентой первязала;

Другой сноп нажала,

Голубой первязала.


В другой песне говорится, что «девушка траву жала» «серебряным серпочком», а у этого серпочка была «золотая ручка».

Очень часто труд составляет как бы фон, на котором возникают другие темы. Например, тема труда и семейной жизни во многих песнях сливаются, переходят одна в другую. По народным

понятиям, семья должна строится на основе взаимного уважения, дружбы, любви, бережного отношения друг к другу. Именно поэтому большое количество лирических песен посвящено теме любви. В любовных песнях также выражаются представления народа о прекрасном, красивом, и в основе этой красоты лежат труд и здоровье. Так, в одной из песен рисуется портрет «сельской красавицы», которая должна быть «истонка-высока», «избела-бела», «без румянец румяна», «без платья толста», «без башмаков высока». В другой песне девушка гордится тем, что ее милый превосходит других «ростом, ростом, красотою, молодецкою походкой».

В основе языка лирических песен лежит живая разговорная речь народа, часто употребляются эмоционально-выразительные эпитеты: «родной батюшка», «родная матушка», «дорогие подруженьки», «соколик ясный». С помощью таких эпитетов выражаются самые разные глубокие чувства и настроения. Например, девушка со словами нежности обращается к отъезжающему милому:


Ах ты, душечка, удаленький молодчик,

Ты куда от меня, красной девицы, отъезжаешь,

На кого ты меня, красну девицу, покидаешь?


А молодец награждает любимую ласковыми эпитетами: «сердце-лапушка, сударушка моя».

Но любовь девушки-крестьянки не всегда была безоблачно счастливой. Иногда родители выдавали замуж дочь без ее согласия. И такие настроения печали и грусти также отразились в песнях. Например, большой печалью пронизана песня, в которой рассказывается о том, как девушка посылает «залетную птицу» к «дружку милому», чтобы она рассказала о ее «большом несчастье»:


Отдают меня младую

На чужую дальнюю сторонку,

На чужую сторонку,

Не за милого дружка.


Песня говорит о страхе, с которым девушка думала о замужестве, о жизни в чужой семье. Молодая женщина жалуется на свое положение, грубое обращение с ней свекра и свекрови, тоскует по родному дому и родному селу. В других песнях упоминается о нелегкой физической работе в поле и огороде, но ни в одной песне нет жалоб на тяжесть женского труда. Если герой песни мужчина, то в такой песне могут быть воспоминания о милой или ропот на «горькую долю молодецкую», если его женили на девушке, которую он не любил. Иногда выход из этой тоски выражался в песнях «отчаянного веселья».

Лирические песни — это высокое поэтическое искусство, непревзойденное в своей правдивости, простоте, непосредственности и глубине чувств, которое никогда не перестанет интересовать и волновать нас.