ОГЛАВЛЕНИЕ>>

Фольклор - Народный стих


    
Ой ты, гой ecu...
    Музыкальность речи достигается стихосложением. Стихосложение — это искусство так подбирать и располагать слова, чтобы их высокие и низкие слоги, то есть слоги ударные и безударные, следовали друг за другом в определенном порядке.
    Народный стих основывается на логических ударениях. Число логических ударений в стихе определяет число стоп.
    В одну стопу:
    Ведь твоя-то мать
     Мне родная дочь,
    Семи лет она
    Во полон взята.
    В две стопы:
    Уж как пал туман на сине море,
    А злодей-тоска в ретиво сердце.
    В три стопы:
    Во поле березонька стояла,
    Во поле кудрявая стояла.
    В четыре стопы:
    Ах вы, сени мои, сени, сени новые мои,
    Сени новые, кленовые, решетчатые...
    В народных стихах встречается и рифма:
    По широкой реке,
    По раздольной Оке
    Плывет селезень.
    Некоторые русские писатели в своих произведениях иногда подражали складу народных песен. Примером этому могут служить многие стихотворения Кольцова и "Песнь про царя Ивана Васильевича" Лермонтова.
    Русские писатели до XVIII века не умели слагать стихи. Затем Василий Кириллович Тредиаковский, внимательно присмотревшись к народному стиху, пришел к заключению, что наша версификация, то есть стихосложение, должна быть основана на чередовании высоких и низких слогов. Это открытие Тредиаковского глубоко разработал и счастливо применил на практике Михаил Васильевич Ломоносов.