ОГЛАВЛЕНИЕ>>

Тургенев и. с. - Евгений базаров и павел кирсанов в романе и. с. тургенева “отцы и дети”


В романе “Отцы и дети” речь идет об остром, непримиримом конфликте между аристократами и демократами, между либералами и революционерами-разночинцами. Хотя И.С. Тургенев не верил в перспективность дела Базарова, он прекрасно понимал

превосходство “детей” над либералами “отцами”. Либералы были классовыми единомышленниками И.С. Тургенева, и он разоблачал их дряблость и беспомощность с бесспорным знанием этой среды.

Базаров — сын скромного уездного лекаря, “новый человек”, “нигилист” и “бунтарь”. У него небрежные манеры, говорит Базаров отрывисто и кратко, не вынуждает себя к

любезности, резок и грубоват. Базаров говорит о самом себе, что он “не мягкое существо”, что “изящная сторона жизни” ему, выросшему “при серой обстановке трудовой жизни”, недоступна. Он отрицает не только поэзию, но и музыку, искусство, любовь к природе.

В спорах с Павлом Петровичем Кирсановым он выступает отрицателем авторитетов и принципов, всякого “романтизма”, и слово “романтизм” на его языке — одно из самых бранных.

Базаров — врач по образованию, материалист по мировоззрению. Естественные науки

привлекают Базарова именно потому, что они опираются на опыт, на точные экспериментальные данные. Он считает, что “порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта”, “природа — не храм, а мастерская, и человек в ней работник”, и “Рафаэль гроша медного не стоит”. И в то же время герой Тургенева — человек острого ума, крепкая, волевая, честная натура. Это человек, совершенно не способный притворяться и лицемерить. Его ненависть к безобразному состоянию общества искренняя и глубокая. Без

напускного хвастовства он признается, что еще не встречал человека, который бы не “спасовал” перед ним. “Всякий человек сам себя воспитать должен”, — считает он. Базаров “владел особенным умением возбуждать к себе доверие в простых людях, хотя он никогда не потакал им и обходился с ними небрежно”. Он — враг “болтовни” и “фразы”, склонен к шутке и иронии, в нем настоящая человеческая гордость. Когда пришла к нему

сильная страсть, он/сумел одержать над ней нелегкую победу, и насколько он здесь

оказался выше и человечнее той женщины, которая больше всего на свете дорожила

своим “спокойствием”. После дуэли представитель “отцов” П.П. Кирсанов вынужден был признать, что “господин Базаров вел себя отлично”. Несомненна и его затаенная под внешним равнодушием большая любовь к своим “старикам”. Сцены болезни и смерти довершают трагический образ Базарова. На далеком сельском кладбище нашло свое успокоение “страстное, грешное, бунтующее сердце” Базарова. Он хотел “ломать”, “дело делать”, “с людьми возиться”, но “и он — гигант”, сумел лишь “умереть прилично”.

Тургенев писал о своем герое: “Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная — и все-таки обреченная на гибель, потому что она все-таки стоит в преддверии будущего”.

Главный идейный противник Базарова в лагере “отцов” — Павел Петрович Кирсанов. Базаров называл его “уездным аристократом” — потому что, даже живя в деревне, П.П. Кирсанов сохранил всю строгую чопорность своих аристократических привычек.

Павел Петрович возненавидел Базарова с первых же дней приезда “лекаришки” в Марьино. Он чувствовал в этом “нигилисте” сильного противника, и в конце концов, не кто иной, как этот “нигилист”, заставил его в беседе с братом сделать признание; “Я начинаю думать, что Базаров был прав, когда упрекал меня в аристократизме. Нет, милый брат, полно нам ломаться и думать о свете: мы люди уже старые и смирные, пора нам отложить в сторону всякую суету...”

Все принципы Павла Петровича сводятся к одному: защитить старый порядок. Базаров же

стремится этот порядок уничтожить. В спорах с Базаровым Кирсанов отстаивает свои

взгляды на знание науки и искусства, на самодержавно-крепостнический строй, на народ. Тонкой иронией звучат слова И.С. Тургенева: “Он ничего русского не читает, но на письменном столе у него находится серебряная пепельница в виде мужицкого лаптя”. Этот серебряный лапоть — вот и вся связь с Родиной, какая осталась у Павла Петровича Кирсанова.

Оценивая роман, Д.И. Писарев писал: “...Павел Петрович и Базаров могли бы, при известных условиях, явиться яркими представителями: первый — сковывающей, леденящей силы прошлого; второй — разрушительной, освобождающей силы настоящего”.

Поместив в центр романа спор Базарова и Кирсанова, И.С. Тургенев недвусмысленно дал понять, кому из них принадлежит будущее. Базаров побеждает Кирсанова, тем самым доказывая превосходство нового над старым. “Это торжество демократизма над аристократией” — так оценивает И.С. Тургенев смысл изображенной им ситуации.
Роман “Отцы

и дети” был напечатан в начале 1862 года в журнале “Русский вестник”. Действие

романа относится к 1859 году, кануну крестьянской реформы. К этому времени

дворянство уже изжило себя как политическая сила. О себе заявили новые силы — демократы-разночинцы. Их позицию отличало резкое неприятие взглядов либерального дворянства.

В романе отражен не только конфликт двух поколений, двух политических сил, но и сложное противоречие этой борьбы. В этом споре либералов и демократов представителей

либерального дворянства, очевидно, больше (например, это семейство Кирсановых, Одинцова), а все-таки идейный перевес явно на стороне главного героя романа — Базарова.

Особый интерес для меня представляет спор, который ведется двумя противниками: Базаровым и одним из наиболее ярких представителей своего класса Павлом Петровичем Кирсановым. Взгляды, убеждения их различны, как различны и те условия, в которых они

сформировались.

Павел Петрович Кирсанов — сын боевого генерала 1812 года — формировался в эпоху

правительственной реакции. Отсюда — идеализм, культ чувства. Тургенев проводит

своего героя через испытание любовью. Встреча на балу с княгиней Р. изменяет всю

жизнь Кирсанова, “загадочный взгляд” молодой женщины проникает в самое сердце.

Однако безответная любовь окончательно выбивает Павла Петровича из жизненной

колеи, а известие о смерти княгини Р. заставляет героя отказаться от “суеты” и поселиться в Марьине.

Базаров с раннего детства жил и воспитывался в условиях, далеких от тех, в которых рос

Павел Петрович. Как мы видим, его воспитание послужило в дальнейшем прочным фундаментом для развития в нем нигилистических идей и взглядов. О демократизме Базарова говорят его речь, внешность, умение общаться с людьми разных классов. Он —

петербургский студент-медик, будущий врач, изучающий естественные науки. Он знает и

медицину, и физику, и химию, и ботанику, и зоологию. Базаров — человек глубокого ума.

Истинный практик, он не признавал авторитетов, ценности человеческих чувств. Он резко отзывается о людях, проявляет нетерпимость к их мнению. Он утверждает, что такие, как Павел Петрович, не нужны обществу. Они не умеют трудиться, не любят свой народ.

Автор открыто противопоставляет не только внутренние, но и внешние черты героев.

Каждый из них идет своей дорогой и верит в свои идеалы. Мне кажется, что образ Азарова и создавался автором так, что каждое качество Евгения является полной

противоположностью характеристики Павла Петровича.

В спорах между Базаровым и Кирсановым затронуты все основные вопросы современности: дальнейшие пути развития общества, страны, значение науки, искусства, проблемы народа. В этих вопросах взгляды революционных демократов и либералов расходятся.

Если Павел Петрович — идеалист, то Базаров — материалист, яркий атеист. У Павла

Петровича чувства руководят его поступками, образом мыслей; Базаров же просто

отказывается верить в чувства, в любовь, например. Зато когда любовь приходит к нему,

он раскрывается до конца в своем чувстве к Одинцовой. То, что Базаров полюбил

незаурядную женщину, говорит о многом. Он смог увидеть ее ум, широту кругозора,

оригинальность взглядов на жизнь. Он смог признаться, в первую очередь самому себе, в

том, что любит женщину. А ведь, наверное, трудно отказаться от того, во что столько

времени верил.

Базаров утверждает, что не любит и не понимает красоты природы, хотя сам внутренне

любуется ею. Отрицая все старое, Базаров не может ничего определенного сказать о том,

каким он видит будущее.

Таким образом, не все до конца сформировано и осмыслено в его позициях. Налицо

противоречие своим же взглядам. Здесь Тургенев объективно показывает слабую

сторону нигилизма: человек вроде Базарова с подобными взглядами на жизнь весьма уязвим в своей позиции не только в споре, но, главное, в жизни.

Павел Петрович одобряет существующий в России порядок, который позволяет ему жить, ничего не делая. Он говорит о своей любви к народу, но народа он не знает и ошибочно полагает, что крестьяне вполне удовлетворены своей жизнью. Кирсанов упрекает Базарова в том, что тот презирает не народ, а то состояние, которым угнетены люди. Павел Петрович преклоняется перед всем иностранным, он читает только старые английские книги, его речь насыщена французскими, немецкими, английскими

фразами. А свой родной язык он искажает, считая это признаком аристократизма.

Базарова раздражает обилие иностранных выражений, которыми злоупотребляет Павел

Петрович.

Их нравственные позиции в корне различны. Я думаю, что Павел Петрович не верит в

возможность переделать жизнь, хотя и готов вынести удары судьбы и сохранить достоинство. Базаров же, наоборот, верит в возможности человека, он готов изменить мир

во что бы то ни стало.

Явный контраст наблюдается и при описании автором внешности героев. Очень продуманно соотнесены детали портретов: смена костюмов в течение суток — и пренебрежение к “одежонке”; аристократическая прекрасная рука — и красная рука без

перчаток; изящество, стройность и “стремление вверх” — и ленивые спокойные движения; красота лица и глаз — и длинное худое лицо.

Итак, две противоположности, представители разных поколений и классов общества. К чему они пришли в итоге?

Павел Петрович продолжает жить той же жизнью. Хотя после его знакомства с Евгением что-то в нем самом изменилось. Например, он посоветовал своему брату жениться на

Фенечке. Из ярого защитника аристократических принципов он превратился в пассивного наблюдателя.

Базаров умирает совсем молодым. Его смерть, на мой взгляд, совсем не случайна, как может показаться читателю. Мне кажется, Тургенев прощается со своим героем потому, что время Базарова еще не пришло. Его собственные позиции были еще не так устойчивы, да и время не подготовило той почвы, где благодатно могли бы развиться стремления к

новой жизни. Программа Базарова имела существенный недостаток: отвергая действительно заслуживающее отрицания, Базаров замахнулся и на вечные ценности.

В конечном итоге, спор двух поколений нельзя решить однозначно. Ясно одно: связь между поколениями чрезвычайно важна, а взаимоотношения, на мой взгляд, должны

строиться прежде всего на уважении к человеческой личности.
Иван Сергеевич Тургенев — один из величайших классиков русской литературы.

Один из его романов, “Отцы и дети”, произвел огромное впечатление на читателей, когда в 1862 году он вышел в свет.

Прошло уже более ста лет, но идея романа не устарела, она до сих пор актуальна. Название произведения наводит на мысль о том, что в нем будет разрешаться извечный вопрос — противоречие между поколениями, и он поднимается автором, но на самом деле

писателя больше волнует другое. Отцы и дети — это те, кто живет мыслями уходящего в

прошлое поколения, и представители новых идей, направлений, мыслей, новые люди,

рожденные новым временем. В романе И.С. Тургенев пытается понять, осмыслить цель

жизни, мировоззрение этого нового человека, разночинца по происхождению, демократа по политическим взглядам. Роман “Отцы и дети” показывает борьбу мировоззрений двух

политических направлений: дворян-либералов и революционеров-демократов. На

противопоставлении представителей этих направлений — разночинца Базарова и

дворянина П.П. Кирсанова — построен сюжет романа. Кроме этой основной проблемы

Тургенев поднимает ряд других вопросов, связанных с нравственным, культурным,

социально-экономическим развитием России в 60-е годы XIX века.

Тургенев ставит вопросы, волнующие передовых людей того времени: в чем расхождение между революционерами-демократами и либералами, как надо относится к народу, к труду, науке, искусству, какие преобразования необходимы в сельском хозяйстве, в экономике? Автор показывает нам три спора Базарова и П.П. Кирсанова, в которых поднимаются эти вопросы.

Итак, тема дворянства, его роль в жизни. По мнению Кирсанова, аристократы — движущая сила общественного развития. Их идеал — “английская свобода”, путь к идеалу — либеральный.

По мнению Базарова, аристократы не способны к действию, от них нет никакой пользы. Базаров отвергает либерализм, отрицает способность дворянства вести Россию к будущему.

Следующий вопрос касается нигилизма и роли нигилистов в жизни. Павел Петрович осуждает нигилистов за то, что те “никого не уважают”, живут без принципов, считает их ненужными и бессильными: “Вас всего четыре с половиной человека”. На это Базаров отвечает: “От копеечной свечи... Москва сгорела”. Под отрицанием “всего” Базаров имеет в виду религию, самодержавно-крепостнический строй, общепринятую мораль. А что же

утверждают нигилисты? Прежде всего — необходимость революционных действий.

Критерием же их является народная польза.

Каковы взгляды обеих сторон на народ? Павел Петрович прославляет крестьянскую общину, семью, религиозность, патриархальность русского мужика. Базаров говорит, что народ не понимает собственных интересов, темен и невежествен, но считает необходимым

отличать народные интересы от народных предрассудков, утверждает, что народ по духу революционен, поэтому нигилизм — проявление именно народного духа.

Четвертый вопрос затрагивает отношение спорящих к искусству и природе. Павел Петрович благословляет и прославляет искусство. Автор солидарен в этом с П.П. Кирсановым. Базаров же отрицает искусство, к природе подходит сугубо материалистически. Он говорит, что “природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник”.

Подведем итоги. Споры велись не по частным вопросам. Они касались настоящего и будущего России. Во всех спорах последнее слово оставалось за Базаровым. Компромисс между героями Тургенева невозможен, подтверждением этому является их дуэль.

Итак, споры Кирсанова с Базаровым имеют идейное значение. Они раскрывают основную мысль, идею романа, то, ради чего он писался. Они придают особую остроту сюжету, служат характеристикой каждого героя, показывают превосходство нового, прогрессивного над старым, отжившим, объясняют вечное движение общества к прогрессу.
В романе “Отцы и дети” И.С. Тургенева сталкиваются представители разных характеров, Павел Петрович Кирсанов и Евгений Базаров. Оба они совершенно противоположные по идеям и устремлениям люди: каждый из них воспитывался в своей эпохе и поэтому имеет

свои взгляды на жизнь.

При первой же встрече будущие враги почувствовали неприязнь: Павел Петрович Кирсанов был поражен высокомерием молодого человека, его внешностью, красными руками. Вскоре и без того напряженная обстановка еще более накалилась, и между Базаровым и Павлом Петровичем завязывается спор. В нем раскрываются идейные позиции этих людей.

Павел Петрович, который “ждал только предлога, чтобы накинуться на врага”, неправильно понимает высказывание Базарова об аристократах. Он расценивает слова “дрянь и аристократиш-ка” как нанесенное аристократам оскорбления и яростно

начинает отстаивать их права. По словам Кирсанова, в аристократе развито чувство

собственного достоинства и уважения к себе. Сам он во всем старается подражать

английским аристократам: модно одевается, от него всегда пахнет одеколоном.

Базаров, сразу заметивший несоответствие одежды, благородных манер Павла Петровича с жизнью в деревне, говорит: “...вы вот уважаете себя и сидите сложа руки; какая же от этого польза общественному благу? Вы бы не уважали себя и то же бы делали”.

На это противник Базарова ничего не может сказать, а только бледнеет, что доказывает его полное поражение в этом вопросе.

Вновь собравшись с силами, Павел Петрович продолжает упрямо настаивать на своем и

начинает спор о принципах. Он говорит: “...аристократизм — принсип, а без принсипов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди...”, на что Базаров

замечает: “Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы... подумаешь, сколько иностранных и... бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны”. Но не только иностранные слова отрицает Базаров, он отрицает все, даже основы общественного

строя.

Когда речь заходит о русском народе, Павел Петрович, хотя сам очень далек от него, пытается показать, что Базаров не знает народ, что русский народ не изменился в течение веков: “Нет, русский народ не такой, каким вы его воображаете. Он свято чтит предания, он — патриархальный, он не может жить без веры...” Насколько Павел Петрович пытается

приукрасить народ и встать на его сторону, настолько Евгений Базаров презирает его за

невежество, но в то же время и любит. “Мой дед землю пахал”, — говорит Евгений.


Базаров, в отличие от Павла Петровича, — нигилист. В своем споре с Кирсановым он как бы дает определение нигилизму: “Мы... решились ни за что не приниматься... И ругаться... И это называется нигилизмом”. Тургенев определил значение этого слова так: “И если

он называется нигилистом, то надо читать: революционером!”

Павел Петрович и Базаров — совершенно различные по взглядам люди: один — идеалист, другой — материалист; один — либерал и романтик, другой — демократ и реалист. Их

столкновение в романе вполне логично завершается дуэлью.

Различие идейных позиций настолько велико, что они становятся непримиримыми врагами.

Базаров, про которого Тургенев говорит: “Он честен, правдив и демократ до конца ногтей”, и Павел Петрович Кирсанов, который является представителем “лишних людей”, никогда не смогут друг друга понять, потому что они — люди различных поколений, у них противоположные взгляды на жизнь.
В романе “Отцы и дети” И.С. Тургенев затрагивает важную для 60-х годов XIX века

проблему “отцов и детей”. Но этот конфликт не является характерным атрибутом лишь той эпохи, он существовал, существует и будет существовать во все времена развития

общества. Поэтому даже с течением времени роман “Отцы и дети” не потерял своей

актуальности. Два поколения, сопоставленные

И.С. Тургеневым в его произведении, расходятся не столько потому, что одни были “отцами”, а другие — “детьми”, сколько потому, что “отцы” и “дети” в силу обстоятельств стали выразителями различных идей.

Главный герой романа И.С. Тургенева “Отцы и дети” — Евгений Базаров. Базаров — сын скромного уездного лекаря, “новый человек”, “нигилист” и “бунтарь”. У него небрежные манеры, говорит Базаров кратко и отрывисто, не вынуждает себя к любезности, резок и

грубоват. Базаров говорит о себе, что он “не мягкое существо”. Отца он просит “не

нежничать”, Аркадия — “не говорить красиво”. Он отрицает не только поэзию, но и

музыку, искусство, любовь к природе.

В спорах с Павлом Петровичем Кирсановым он выступает отрицателем авторитетов, принципов и всякого “романтизма”. Базаров — врач по образованию. Естественные науки привлекают Базарова именно потому, что они опираются на опыт. Он считает, что “порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта”, “природа — не храм, а мастерская, и человек в ней работник”. В то же время герой И.С. Тургенева — человек острого ума, крепкая, волевая, честная натура. Это человек, совершенно не способный притворяться и лицемерить. Его ненависть к безобразному состоянию общества искренняя и глубокая. Базаров — враг “болтовни” и “фразы”, склонен к шутке и иронии, в нем настоящая человеческая гордость. Когда пришла к нему сильная страсть, он сумел одержать над ней нелегкую победу, и насколько он здесь оказался выше и человечнее той женщины, которая больше всего на свете дорожила своим “спокойствием”.


Главный идейный противник Базарова в лагере “отцов” — Павел Петрович Кирсанов. Базаров называл его “уездным аристократом”, потому что, даже живя в деревне, Павел Петрович сохранил всю строгую чопорность своих аристократических привычек. Павел Петрович — это человек-кукла, жизнь и дела которого бессмысленны: он носит английский костюм и лаковые полусапожки в деревне, заботится о красоте ногтей. Прошлое Павла Петровича — погоня за миражом, в то время как Базаров приносит реальную пользу, занимается конкретными проблемами, ему некогда мечтать.

Кирсанов возненавидел Базарова с первых же дней приезда “лекаришки” в Марьино. Он

чувствовал в этом “нигилисте” сильного противника, и в конце концов, не кто иной,

как этот “нигилист”, заставил его в беседе с братом сделать признание: “Я начинаю

думать, что Базаров был прав, когда упрекал меня в аристократизме...” Все принципы Павла Петровича сводятся к одному — защитить старый порядок. Базаров же стремится этот порядок уничтожить. В спорах с Базаровым Кирсанов отстаивает свои взгляды на знание науки и искусства, на самодержавно-крепостнический строй, на народ.

После дуэли представитель “отцов” Павел Петрович Кирсанов вынужден был признать, что “господин Базаров вел себя отлично”. Несомненна и его затаенная под внешним равнодушием большая любовь к своим “старикам”. Сцены болезни и смерти довершают трагический образ Базарова. На далеком сельском кладбище нашло свое успокоение “страстное, грешное, бунтующее сердце” Базарова.

После свадеб Аркадия и Кати, Николая Петровича и Фенечки Павел Петрович уехал за границу доживать свой век. Он поселился в Дрездене и пользовался там общим уважением как “совершенный джентльмен”.

Тургенев писал “Отцов и детей” с тайной надеждой, что русское общество прислушается к его предупреждениям, что “правые” и “левые” одумаются и прекратят братоубийственные споры, грозящие трагедией как им самим, так и судьбе России.
Действие романа относится к 1859 году, кануну крестьянской реформы. К этому времени

дворянство уже изжило себя как политическая сила. В обществе появились разночинцы-демократы. Их позицию отличало резкое неприятие взглядов либерального дворянства.

В романе отражен спор двух поколений, двух политических сил. В этом споре либералов и демократов представителей либерального дворянства, очевидно, больше (например, это

семейство Кирсановых, Одинцова), а все-таки идейный перевес явно на стороне главного

героя романа Базарова. Особо интересен спор, который ведется двумя противниками:

Базаровым и одним из наиболее ярких представителей дворянства Павлом Петровичем Кирсановым.

Взгляды, убеждения их различны, как различны и те условия, в которых они сформировались.

Павел Петрович Кирсанов — аристократ, его характер формировался в эпоху

правительственной реакции. Отсюда его идеализм, культ чувства. Тургенев проводит своего героя через испытание любовью. Встреча на балу с княгиней Р. изменяет всю жизнь Кирсанова. Безответная любовь выбивает его из колеи, а известие о смерти княгини Р. Заставляет героя бросить все и поселиться в деревне.

Базаров с детства жил в условиях, далеких от тех, в которых рос Павел Петрович. Его воспитание послужило в дальнейшем прочным фундаментом для развития в нем нигилистических взглядов. Он — петербургский студент-медик, будущий врач, изучающий естественные науки. Базаров — человек глубокого ума. Истинный практик, он

не признавал авторитетов, ценности человеческих чувств. Он утверждает, что такие, как Павел Петрович, не нужны обществу. Они не умеют трудиться, они не любят свой народ.

Спор Базарова и Кирсанова, на мой взгляд, является основой романа. Автор

противопоставляет внутренние и внешние черты героев. Мне кажется, что образ

Базарова и создавался автором так, что качества характера Евгения являются полной противоположностью качествам Павла Петровича. У Павла Петровича чувства руководят его поступками, образом мыслей; Базаров же просто отказывается верить в чувства, в любовь, например. Зато когда любовь приходит к нему, он раскрывается до конца в своем чувстве к Одинцовой. То, что Базаров полюбил незаурядную женщину, говорит о многом.

Он смог признаться, в первую очередь, самому себе в том, что любит женщину. А ведь, наверное, трудно было отказаться от того, во что столько времени верил.

Павел Петрович преклоняется перед всем иностранным, он читает только старые английские книги, его речь насыщена французскими, немецкими, английскими фразами. А свой родной язык он искажает, считая это признаком аристократизма. Базарова раздражает обилие иностранных выражений, которыми злоупотребляет Павел Петрович.

Их нравственные позиции глубоко различны. Павел Петрович не верит в возможность

переделать жизнь, Базаров же, наоборот, верит в возможности человека, он готов изменить мир во что бы то ни стало.

К чему же пришли представители разных поколений и классов общества в результате споров?

Павел Петрович продолжает жить той же жизнью. Хотя после его знакомства с Евгением что-то в нем самом изменилось.

Базаров умирает молодым. Его смерть, на мой взгляд, совсем не случайна, мне кажется, Тургенев прощается со своим героем потому, что время Базарова еще не пришло. Программа Базарова имела существенный недостаток: Базаров замахнулся на вечные ценности.

Конфликт между старым и новым, прогрессивным и реакционным общество переживает на отдельных этапах своего развития. Поэтому и в наше время этот роман достаточно актуален.