ОГЛАВЛЕНИЕ>>

Современные поэты - Мир поэзии 1970-90-х годов


    У большинства читателей и критиков укрепилось убеждение, что со смертью Бориса Пастернака, Анны Ахматовой, Александра Твардовского, с уходом из жизни таких литературных авторитетов, как Ярослав Смеляков, Леонид Мартынов, Михаил Светлов, Сергей Наровчатов, современная русская поэзия превратилась в сообщество поэтов без общепризнанных лидеров и стала напоминать "рельеф без вершин".
    Говорят, что интерес к поэзии значительно уменьшился. Произошло это, скорее всего, потому, что изменилось общество, ослабел социальный тонус. Теперь уже не зовут на комсомольские стройки, освоение целины, завоевание космоса. Может быть, просто сменилось представление о задачах поэзии, о ее месте и роли в культуре, духовной жизни общества. А это, в свою очередь, не что иное, как отражение стремлений самого современного человека. Он больше склонен заглядывать внутрь себя, чтобы познать истину. Таким образом, маятник поэзии качнулся от чрезмерной публицистичности 50-60-х годов в сторону асоциальное™.
    Но это не означает полной однородности современной поэзии. В ней сосуществуют разнонаправленные тенденции, прослеживаются разные "слои" и "уровни". Затишье застоя, сковывавшего "свободное течение стиха", взорвалось мощной лирической волной в защиту природы. А. Жигулин, выражая эмоциональное состояние многих современников, темпераментно восклицает:
    Все на свете суета
    Рядом с мудрой красотою
    Придорожного куста.
    Об угрозе жизни на земле предупреждает Н, Прялкин:
    И великое пламя над миром прошло,
     А верней — пронеслось!
    И от прежних лесов только птичье крыло
    Сохранить удалось.
    Поэт В. Федоров обращается с призывом внять безмерным страданиям терпеливой и мудрой кормилицы и предлагает свою программу спасения природы и человека:
    Чтобы себя и мир спасти,
    Нам нужно, не теряя годы,
    Забыть все культы
    И ввести
    Непогрешимый культ природы.
    В продолжение этой темы звучат стихи Николая Рубцова и Анатолия Передреева. Здесь и тревога за судьбу родной земли, и тема отчего дома, приюта для души. Н. Рубцов так выражает свои сокровенные мысли:
    Но моя родимая землица
     Надо мной удерживает власть,
    Память возвращается, как птица,
     В то гнездо, в котором родилась.
    Поэзия совершает огромной важности открытие: “Равнина. Родина. Земля.” Анатолий Передреев в своих самых главных, самых “представительных” стихах говорит об окраине, околице, лебеде у дороги, о том бытии, которое ему близко и совпадает с его душевным состоянием:
    Кричит петух
    Рассветный и охрипший...
    Чуть шевелит солому ветерок...
    Кричит петух
    И бьет крылом по крыше —
    Роняет утро
    Белое перо.
    Передреев создал страшные стихи о сжигающей нас беде — всенародном пьянстве. Эти стихи стали пророчеством, в них говорит жесткая и_ темная тоска по человеческому образу жизни.
    Люди пьют... Все устои рушатся —
    Хлещут насмерть, не на живот.
    Разлагаются все содружества,
    Все сотрудничества и супружества, —
    Собутыльничество живет.
    Анатолию Передрееву всегда было свойственно глубокое уважение к дому: к каждому в отдельности и к Дому вообще как воплощению мира и “лада”. Это было сознательное обережение себя от грозящего со всех сторон, а также изнутри неблагообразия и хаоса. Вот строки из его стихотворения “Отчий дом”.
    В этом доме
    Думают,
    Гадают
    Обо мне
    Мой отец и мать...
    В этом доме
    Ждет меня годами
    Прибранная, чистая кровать.
    В черных рамках —
    Братьев старших лица
    На беленых
    Глиняных стенах...
    Не скрипят,
    Не гнутся половицы,
    Навсегда
    Забыв об их шагах...
    Особое место в поэзии занимает сегодня тема войны. Лирика о Великой Отечественной войне "плавно перетекает" в стихотворения о братоубийственной войне в Грузии, Осетии, Чечне. Ю. Белаш в сборнике "Окопная земля" скорбит о бессмысленно погибших ребятах:
    И поскольку своя — не чужая забота,
     Поднялась, как один, вся стрелковая рота
    И потом ночевали .. половина — на хуторе,
     А другая — снегами навеки окутана.
    Поэт пытается предостеречь от страшных последствий войны:
    ...от крови шалеешь — и себя не жалеешь, и врага не жалеешь.
    И настолько уже воевать привыкаешь,
    Что и не нужно, а все же стреляешь...
    Приметой нашего времени является "развал" великой державы, разделение республик на государства. М. Шлаин грустно констатирует:
    Вот и нет ее, прежней державы...
    И сейчас у нас все по-другому:
    Будто люди сидели и — глядь —
    Поднялись вдруг и вышли из дому...
    Поэт говорит о том, что разорвались связи между людьми и многие живут "вхолостую, вслепую, впустую — в доме брошенном, в мире пустом". Евгений Евтушенко так пишет об этом:
    Как во время войны,
    Потерялись три стены,
    Крыша, двери, парты.
    Ото всей большой страны
    Только клочья карты.
    Жанр поэтической песни стал очень популярным в 70-80-е годы. Речь идет об "авторской песне" Булата Окуджавы, Владимира Высоцкого, Юрия Кима, Вероники Долиной. Эта песня не нуждалась в одобрении официальной цензуры и переходила с магнитофона на магнитофон, а в последние годы заняла достойное место в поэтических сборниках. Авторская песня содержала всегда всем понятный подтекст. Стоит вспомнить об "Охоте на волков" В. Высоцкого или "Римской империи" Б. Окуджавы:
    Свора псов, ты со стаей моей не вяжись,
     В равной сваре — за нами удача.
     Волки мы — хороша наша волчья жизнь.
     Вы собаки — смерть вам собачья.
    Поэты-песенники не только обвиняли социальное зло, фальшь, ложь, приспособленчество, бездуховность, трусость сограждан, но и рождали мечту об идеале, о высших нравственных и духовных ценностях.
    Современная поэзия подобно пушкинской "свободной стихии" разнообразна и многозначна. Из ее глубин пробиваются и народная, песенная лирика, и мощное течение классического стиха, в котором отражается красота земли, и "громокипящие" валы гражданской поэзии. Она вмещает весь мир человеческого отношения к происходящему, облекает их в слово.
    Юрий Поликарпович Кузнецов — один из немногих поэтов, творчество которого включает в себя целые миры сознания современного человека. Его поэзия отличается сложностью и неоднозначностью: здесь и ярко выраженное фольклорное начало, и традиция русской классики, и мироощущение , русского модернизма XX века.
    Что там шумит? Это клонится хмель,
     Клонится пуля, летящая в цель,
    Клонится мать над дитятей родным.
    Клонится слава, и время, и дым,
    Клонится, клонится свод голубой
     Над непокрытой моей головой.
     Клонится древо познанья в раю.
    Падает яблоко в руку мою.
     (“Тайна славян”)
    У Кузнецова сказ о добром молодце приобретает глубокий философский смысл. Вот герой спорит с горой, стоящей на его пути, несмотря на то, что предупрежден о верной гибели:
    Мать-Вселенную поверну вверх дном,
    А потом засну богатырским сном.
    Настоящим приговором экспериментам XX столетия звучит “Атомная сказка”. В коротком стихотворении говорится о том, как Иванушка запустил стрелу в поисках счастья, “пошел в направлении полета” и нашел царевну-лягушку. Но в отличие от известного сказочного героя кузнецовский Иванушка — прагматик и аналитик. Он ставит опыт: вскрывает лягушку и пускает электрический ток.
    В долгих муках она умирала,
    В каждой жилке стучали века.
    И улыбка познанья играла
    На счастливом лице дурака.
    Через таких мастеров как Юрий Кузнецов наша поэзия выходит на новые рубежи духовной работы человека над самим собой. Тема битвы добра и зла внутри человека, тема нравственного совершенствования личности — важнейшая на сегодняшний день. Об этом слова Учителя из одного стихотворения поэта:
    В душе и рядом бьется тьма со светом,
    И первый крик младенца — он об этом.
     Раскаты грома слышатся в крови,
    Но говорю вам: истина в любви.
    Не ждите чуда, не просите хлеба.
     Ваш путь туда! — он указал на небо.