ОГЛАВЛЕНИЕ>>

Назон п. о. - «пусть другие поют старину, а я счастлив родиться ныне, и мне по душе время, в котором живу»


Золотым веком принято называть период становления Империи. Именно на это время приходится творчество одного из великих классиков Рима — Овидия Публия Назона. Выходец из небогатой семьи, Овидий, однако, получил хорошее образование, и родители прочили ему карьеру адвоката. Но еще в юные годы у него зародился интерес к поэтическому творчеству и проявились немалые способности в стихосложении. Благодаря своему таланту он быстро приобрел известность в римском обществе, где особенно высоко ценилась любовная лирика поэта.
Ранний период творчества Овидия в основном посвящен популярной в те времена теме любви. В этот период он создал такие известные произведения, как «Любовные элегии», «Науку любви», «Лекарство от любви», «Косметические средства», «Героини».
Уже в самой первой книге — «Любовных элегиях» — проявился оригинальный способ мышления поэта. В отличие от привычных жанров, в которых серьезно и глубоко воспевались чувства влюбленного человека, его переживания, мечты, страдания, автор
создает совершенно иной стиль. Описываемые им чувства легки и порой легкомысленны. В его произведениях ощущается тонкая ирония, веселость, игривое отношение. Восхищаясь красотой своей возлюбленной, он, тем не менее, не склонен к непременному постоянству. Поэт уделяет значительное внимание и другим девушкам, оставаясь по-своему верен своей даме и испытывая к ней довольно серьезные чувства. Однако даже в описании его любовных размышлений и личных переживаний отсутствует возвышенный тон.
Его элегии и любовно-эротические поемы содержат не только шутливые наставления из области любовной науки, но и яркие описания обычаев и быта развращенной и распущенной верхушки римского общества. Эти произведения отличаются изяществом, мелодичностью речи, тонким юмором и легкостью изложения. В то же время они наполнены косвенной критикой реформ Августа, установления в обществе строгих моральных норм древней старины.
Высокое мастерство Овидия как психолога, знатока человеческих характеров и душ проявилось в собрании поэтических посланий — «Героини». Здесь автор глубоко и смело отобразил переживания любящей женщины в великом множестве их разновидностей и оттенков. Каждая из его героинь — яркая индивидуальность, неповторимая личность, каждая обладает своим особенным внутренним миром, непохожим на мир остальных.
Второй период творчества поэта ознаменовался созданием самого известного и крупного из его произведений — «Метаморфозы». При написании «Метаморфоз» Овидий использовал множество сюжетов из греко-римской мифологии, делая упор на описания всевозможных превращений в природе. Автор стремился создать поэтическую историю Вселенной — с момента выхода из Хаоса до современных поэту времен. И хотя работа его осталась незавершенной, поэма оказала огромное влияние на все европейское искусство. Также к этому времени относится научно-мифологическая поэма «Фасты», которая имеет не только художественное, но и познавательное значение. В ней автор рассказывает о происхождении римских праздников, освещает знаменитые события истории, опираясь на многочисленные древние источники. Поскольку сами источники не сохранились, то именно «Фасты» являются в какой-то мере первоисточником и историческим документом древнего мира.
Третий период творчества Овидия начался после его внезапного изгнания из Рима. Причины этой ссылки до конца не известны. То ли она была связана с делом внучки Августа — Юлии, высланной из Рима за распущенность; то ли с политическими интригами жены Августа — Ливии. Существуют сведения о том, что поэт был в курсе этих событий, и Август, узнав об этом, решил удалить его из римского общества. В любом случае, решение правителя оказало сильное влияние на взгляды и чувства Овидия. Произведения этих лет в основном овеяны меланхолией, грустью, ностальгией по родине и друзьям. В ссылке он создает «Скорбные элегии» и «Письма с Понта», в которых раскрывается вся искренность и глубина чувств поэта, его надежды и разочарования, его мысли и мечты. Стихотворения этих лет были высоко оценены А. С. Пушкиным, который во многом видел сходство собственной судьбы и судьбы Овидия.
Литературное наследие римского поэта, богатое и разнообразное в идейном и жанровом отношении, имело большое значение, как для современников, так и для будущих поколений. Его произведения являются великими памятниками истории, мифологии, литературы, психологии. Они поставили поэтическое творчество на совершенно новую ступень развития, открыли абсолютно новые направления и традиции в искусстве.