ОГЛАВЛЕНИЕ>>

Назон п. о. - «наставник страсти нежной»


Древнеримский поэт Публий Овидий Назон выделялся среди писателей официального направления в литературе того времени, свой творческий путь Овидий начал с любовной лирики. Однако в его произведениях воспевание личных чувств и переживаний уступают место описанию любовных сцен и душевного состояния героев.
Автор еще во многом остается верен элегической традиции.

Его первый сборник «Любовные элегии» имеет свою героиню (обобщенный женский образ), которую поэт называет Кориной, по имени древней поэтессы. Вместе с тем, обладая уникальным поэтическим талантом, он создает произведения совершенно нового типа. Здесь нет возвышенного тона, который используется другими авторами при описании влюбленности и страдания. В элегиях Овидия мы видим яркие зарисовки реальной жизни, которым он придает оттенок игривости и иронии. Описывая счастливую встречу с Кориной, поэт рисует обстановку спальни, фиксирует время дня, подробно описывает прекрасную внешность своей возлюбленной.
Таким образом, автор говорит не о возникающем чувстве, а об обстановке вокруг происходящего события. В противоположность своим предшественникам, изображающим серьезное, глубокое чувство, он выступает лишь «шутливым певцом любовной неги», как он сам называет себя.
Еще одной особенностью Овидия является развитие им на протяжении всего произведения одной темы, но в нескончаемых вариациях. Так, целая элегия построена у него на обыгрывании мысли о том, что влюбленный представляет собой воина на службе у Амура. Высказанная в первой строке, эта идея затем развивается в многочисленных сравнениях.
Маску «влюбленного поэта» Овидий окончательно отвергает в своем следующем сборнике «Послания героинь», в котором представляет пятнадцать вымышленных поэтических писем мифических героинь своим мужьям. Темы «Посланий...» однообразны — разлука, тоска, одиночество, муки ревности, просьбы о возвращении, однако в описании этих чувств Овидий проявляет исключительное мастерство, наделяя яркой индивидуальностью каждую из своих героинь. Здесь и скромная, терпеливая Пенелопа, и сгорающая от страсти Федра, и готовая без страха расстаться с жизнью Дидона, и мстительная Медея, и сентиментальная Энона. Все они совершенно по-разному переживают разлуку с любимыми.
В своих последующих поэмах «Наука любви» и «Лекарство от любви» поэт дает наставления в области любовных отношений. Римской элегии тех времен вообще была свойственна претензия на поучительную роль в области любви. Овидий развил в своих произведениях эту тенденцию, в то же время представив легкую пародию на нее. В двух первых частях «Науки любви» он дает советы мужчинам, как привлечь и удержать женщину. При этом, пародируя известные руководства, он постепенно подает науку «нахождения» предмета любви:

.. .сначала дознайся,
Где у тебя на пути больше девичьих добыч.

Затем учит, как добиться ответного чувства:

Путь к овладенью — мольба. Любит женщина
просьбы мужские —
Так расскажи ей о том, как ты ее полюбил...

И, наконец, как не потерять возлюбленную:

Прочь, нечестивые, прочь! Будь любезным
и будешь любимым.
Чтобы любовь заслужить, мало одной
красоты...
...Схватки — на долю парфян, а учтивым подругам
несите
Ласки, шутку и мир — все, что питает
любовь.

Третья часть предназначается для женщин — поэт рассказывает им, как завлекать и обманывать мужчин:

Нужен уход красоте, без него красота погибает...

Поэт постепенно обучает всем женским хитростям, обращает внимание на, казалось бы, незначительные детали:

...Нужно бывает подчас даже учиться ходить.

Изложение нехитрой науки автор оживляет яркими мифологическими сюжетами, бытовыми сценками и другими картинами, которые, однако, не выходят за рамки «шаловливой любви».
Вторая поэма «Лекарство от любви» написана в том же шутливо-наставительном тоне. Здесь представлены средства, призванные помочь тому, чья любовь безнадежна.
Выступая в этих произведениях «наставником страсти нежной», Овидий, в то же время, постепенно отходит от любовной лирики и обращается к более серьезным темам, которым и посвящено его дальнейшее творчество. Благодаря своему таланту, оригинальности своих произведений, мастерству изложения и развития различных идей, поэт сразу же приобрел прочную популярность в читательских кругах. И эта популярность со временем нисколько не уменьшилась, несмотря на высказывания критиков, считавших, что он «потакал своему дарованию вместо того, чтобы управлять им».