ОГЛАВЛЕНИЕ>>

Маяковский в. в. - Новаторство поэзии маяковского



    Послушайте!
    Ведь, если звезды зажигают —
    значит — это кому-нибудь
    нужно? В. Маяковский
    Поэзия Маяковского во многом подобна живописи начала XX века, хотя инструмент художника слова и мастера кисти различен. Известно, что Владимир Маяковский и сам был талантливым художником и живописцем.
    Малевич, Кандинский, Пикассо в своих поисках новой формы на холстах близки творческим поискам словесной формы Маяковского. Однако, для Маяковского поиск формы не был самоцелью. И здесь показательна его критика исканий новой формы Хлебниковым. Маяковский говорил: "Хлебников — поэт для производителя".
    Корни новаторства Маяковского можно обнаружить и в смежных областях искусства, например, в кинематографе. Он любил делать свои стихи методом монтажа, работая со словом, как с кинолентой. Также новаторский поиск новой формы в большой степени определила революция. Этой новой реальности должна была, по убеждению Маяковского, соответствовать и поэзия. Естественно, в его стихах появились новые интонации, агрессивные нотки, вызывающие позы.
    Знакомые и друзья поэта не могли взять в толк, почему Маяковский "продался большевикам". Они не понимали главного: поэт сам был большевиком по сути. В конце концов все сошлись на ярлыке "попутчик", с которым Маяковский уже не расстался до конца своих дней.
    Интересно, что в страстном поиске новых форм Маяковский и сам не заметил, как под конец своей творческой и жизненной стези стал возвращаться к корням: Пушкину, Некрасову, Лермонтову. Показательно движение в сторону классики в стихотворении "Мелкая философия на глубоких местах":
    Превращусь
    не в Толстого, так в толстого, —
    ем:
    пищу, от жары балда,
    Кто над морем не философствовал?
    Вода.
    Обращение к морю традиционно в русской классической поэзии. Маяковский почувствовал необходимость гармонии в поэзии и жизни. Разговор с морем ведет уже настоящий великий русский художник:
    Я родился,
    рос,
    кормили соскою, — жил,
    работал,
    стал староват
    Вот и жизнь пройдет,
    как прошли Азорские
    острова.
    Поэту не хватило времени для переосмысления своего творчества. Он хотел присоединить поэзию к государству, чтобы необходимость поэзии была приравнена к необходимости штыка. Маяковский мечтал, чтобы поэзия кричала с эстрады. Сбылось только последнее: в 60-х годах поэзия исполнила заветы Маяковского, но долго на эстраде продержаться не смогла.
    Но так и должно быть. Поэзия — дело уединенное и в высшей степени традиционное. Новаторство в поэзии может реализоваться скорее в свежести чувства, а не форм.