ОГЛАВЛЕНИЕ>>

Есенин с. а. - «последний поэт деревни»


(по лирике С. Есенина) (1)


«Моя лирика жива одной большой любовью к родине, чувство родины — основное в моем творчестве», — говорил С. Есенин. Россия, Русь — это имя постоянно звучит в его стихах. При этом важно, что поэт, как правило, говорит о Руси деревенской, о крестьянской России. С. Есенин с полным правом мог о себе сказать: «Я — последний поэт деревни».

С деревней С. Есенин был связан с самого рождения. Родной край, родина С. Есенина, — село Константиново Рязанской губернии. Детство «такое же, как у всех сельских ребятишек». Летом — купание, рыбалка, ночное, зимой — «бабушкины сказки». Первые жизненные впечатления поэта — крестьянский быт с древними традициями, неоглядный простор («только синь сосет глаза»), красота природы:


Изба крестьянская, хомутный запах дегтя,

Божница старая, лампады кроткий свет.

Как хорошо, что я сберег те

Все ощущенья прежних лет.


Пейзаж в ранней лирике С. Есенина практически всегда пейзаж деревенский. Поэт видит не только красоту и гармонию в нем. Сельский пейзаж подчеркнуто уныл: покосившиеся избы, топи, болота. Родной край — заброшенный, забытый.


Край ты мой заброшенный,

Край ты мой, пустырь,


Сенокос некошеный,

Лес да монастырь...


С. Есенин обладал удивительным свойством передавать особое очарование такого пейзажа, которое сочеталось с чувством глубокого духовного родства с этим краем заброшенным, но тем не менее родным и понятным.

С. Есенин рассматривал крестьянство и деревню как основных носителей национального начала, поэтому основная тематическая направленность произведений поэта — мир русского крестьянства. Русский крестьянин всем своим бытием связан с природой. В родной деревне поэт научился «слушать песни дождей и черемух», любить «братьев наших меньших», осознавать себя самого частью общего гармонического строя природной жизни. I С. Есенин любит не абстрактную Россию, а создает образ близкой и дорогой ему земли — Рязанщины, его описание деревни всегда подробно и конкретно.


Пахнет рыхлыми драченами;

У порога в дежке квас,

Над печурками точеными

Тараканы лезут в паз.


Даже в таких низких бытовых подробностях деревня мила поэту.

В полном соответствии с традицией, заложенной русской классической литературой и особенно поэзией Н. А. Некрасова, С. Есенин предпочитает говорить не об отвлеченной «русской идее», а [воспевать крестьянский труд, который хорошо знает:


Хорошо косою в утренний туман

Выводить по полю травные строчки,

Чтобы их читали лошадь и баран.


Время С. Есенина — время крутых поворотов истории, в которых судьбы русской деревни складывались непросто. В первых произведениях, написанных после революции, он приветствует ее «сак возможность обновления России:


О Русь, взмахни крылами!

Поставь иную крепь!

С иными именами

Встает иная степь.


Революцию С. Есенин принял, по его словам, «с крестьянским уклоном». Есенин как поэт крестьянский всегда думает в первую очередь о деревне. Новый мир предстает в его стихах либо в виде утопических картин мужицкого рая на земле, либо в виде романтического «града Инонии», где живет «божество живых» и господствует «революционная вера».

Реальность же этим ожиданиям не соответствовала. На деревню железной пятой наступает город, сталь и железо пришли на смену гармонической жизни природы. С. Есенин тяжело, временами трагически переживает ломку старых, патриархальных устоев русской деревни. Боль и тревога звучат в стихах поэта, посвященных погибающему жизненному укладу. Невозможно забыть есенинского «красногривого жеребенка».


Милый, милый, смешной дуралей,

Ну куда он, куда он гонится?

Неужель он не знает, что живых коней

Победила стальная конница?


Вместе с деревенским миром С. Есенин пережил его крушение, сострадая и печалясь о нем. «Все равно остался я поэтом золотой, бревенчатой избы», — писал он в одном из стихотворений. Это не просто броская фраза, а жизненная позиция поэта.
(по лирике С. Есенина) (2)


Прочитав те стихи Сергея Есенина, которые дает школьная программа, я взял томик в библиотеке и был поражен, насколько близок и понятен мне этот поэт. Я никогда не жил в деревне, не знаю сельского быта, люблю свой город и его скорости. Но Есенин дал мне почувствовать, что у меня есть корни, и эти корни где-то там, где люди близки к земле и природе.

Не могу согласиться с тем, что Сергей Есенин — «последний поэт деревни». Мы читали в школе Некрасова, Кольцова, слышали песни на стихи поэта Никитина, которые считают народными. Все они писали о деревне и о природе. Но эти поэты знали деревню только как гости. Они были помещиками, хозяевами, поэтому даже искренний интерес к крестьянской жизни и сочувствие к ней не дают им возможности понять эту жизнь изнутри. А Сергей Есенин — настоящий сын бедной российской деревни, знавший не с чужих слов и не вприглядку ее нищету, труд, горе, особенные радости, слившийся с ее бытом и ритмом жизни. Мне кажется, было бы точнее назвать Есенина первым настоящим поэтом деревни.


Заглушила засуха засевки,

Сохнет рожь, и не всходят овсы.

На молебен с хоругвями девки

Потащились в комлях полосы...


Так не писали поэты-помещики. В стихах нет надрыва, «социальной заостренности». В них взгляд крестьянина, знающего тяжелый труд без гарантии успеха. Обреченная покорность русского мужика, вздыхающего: «Бог дал — Бог взял», и нет надежды на молитву. Крестьяне молятся по обычаю, потому что так положено, нужно себе сказать, что вот, сделали все, что могли:


Скинув шапки, молясь и вздыхая,

Говорили промеж мужики:

«Колосилась-то ярь неплохая,

Да сгубили сухие деньки».


Много слов, характерных для рязанского говора, но они не кажутся искусственно введенными в стихи. Они привычны для поэта. Так говорят на его родине, так говорил и он с детства.

Но в стихах Есенина не только тяжесть крестьянского труда. В них приволье сельских праздников, гуляний, детская радость ночного, смех, песни, голоса птиц. Стихи полны красок и запахов:


Выткался на озере алый свет зари,

На бору со звонами плачут глухари...


Золотой, алый, синий, зеленый — все цвета круговорота природы, ее цветения и увядания включает поэт в свою палитру.


Полыхают зори, курятся туманы,

Над резным окошком занавес багряный.

Вьются паутины с золотой повети...


Радостно включается поэт в размеренную, годами повторяющуюся череду сельских праздников и будней. Вместе со всеми он пойдет в церковь, будет косить траву, выйдет на гулянье:


Троицыно утро, утренний канон.

В роще по березкам белый перезвон.

Тянется деревня с праздничного сна,

В благовесте ветра хмельная весна.

На резных окошках ленты и кусты.

Я пойду к обедне плакать на цветы...


Мне было непонятно, почему нужно плакать на цветы. Оказывается, это очень древний обряд, еще языческий. Чтобы дождь напоил посевы и был урожай, на празднике весны, который после принятия христианства совпал с «зеленой Троицей», нужно было собрать немного полевых цветов, принести их в церковь и обязательно уронить на них несколько слезинок. Чем больше слез, тем больше дождей. Поэтичный и красивый обряд поэт вспоминает не как что-то экзотическое, как обычную деталь своей повседневной жизни. Становится понятно, что он действительно знает деревенский быт, любит его.

Земля дала поэзии Есенина краски, образы, народную мудрость, взгляд на жизнь, добро и зло. Он болел народом, село было для него и родиной, и детством, и надеждой на будущее. Есенин не из газет и учебников знал, что крестьянство — это 95 % населения России. Его счастье должно было стать счастьем родины. Поэтому он принял революцию с восторгом. Для него катастрофические события были очищающим всемирным потопом, после которого должна была настать новая счастливая жизнь в голубиной стране народных легенд. Но радость была недолгой. Есенина не обманули лозунги, он видел, как разрушается деревня, уничтожается быт, весь уклад жизни, как вместо счастья и богатства по селам идут нищета, голод и смерть. Он проклинал город, который

...в схватке жестокой

Окрестил нас как падаль и мразь.


Псевдоинтеллигентская брезгливость, возмущение по поводу «непоэтичности», «низких понятий» в стихах вызывала у Есенина несвойственную ему злость. Сколько яда в строках:


Не нравится?

Да, вы правы —

Привычка к Лориган и розам...

Но этот хлеб,

Что жрете вы, —

Ведь мы его того-с...

Навозом...


Очень сильное впечатление произвело на меня стихотворение «Жеребенок». Сам Есенин писал, что «конь стальной победил коня живого, и этот маленький жеребенок был для меня наглядным дорогим вымирающим образом деревни...». Там, где все видели победу цивилизации и техники, Есенин увидел гибель огромного пласта культуры. В победном шествии социализма умный и тонко чувствующий поэт провидел «умерщвление личности как живого». Мы пережили страшные последствия этого убийства личности, когда ценность человеческой индивидуальности свелась к нулю. И стихи Есенина возвращают нас к простому и сильному чувству любви к каждому отдельному человеку, будь он поэтом или пахарем, любви к родине, даже если она грязна и бедна, и над ней смеются богатые и сытые соседи:


Я люблю родину.

Я очень люблю родину!

Хоть есть в ней грусти ивовая ржавь.


Приятны мне свиней запачканные морды

И в тишине ночной звенящий голос жаб.


Никаких красивостей нет в этих строчках, но они действительно полны любви. И почти через столетие мы чувствуем удушье от того, что


...сдавили за шею деревню Каменные руки шоссе.


Сергей Есенин открыл для меня тот мир, которого я совсем не знал. Не могу сказать, что я все понял, но знаю, что полюбил его и хочу как можно ближе узнать, понять и сберечь.