ОГЛАВЛЕНИЕ>>

Горький м. - Своеобразие романтических рассказов м. горького



М. Горький в юности мечтал о красоте, о добре, хотел, чтобы мир был ярким, полным незаурядными личностями. Достаточно прочесть хотя бы один из его ранних рассказов, чтобы убедиться в этом. Девизом ранних произведений Горького можно было бы выбрать слова из его ранней поэмы: “Я в этот мир пришел, чтобы не соглашаться”.
Романтические произведения М. Горького имеют ряд особенностей. Наличие рассказчика и слушателя является одной из них. Во многих рассказах повествование ведется не самим автором, а одним из героев. Их именами нередко названы рассказы (“Емельян Пиляй”, “Старуха Изергиль”, “Макар Чудра”). Повествованию предшествует, как правило, какое-нибудь незначительное внешнее событие: тень или искры, как в “Старухе Изергиль”, или поведение Нонки в “Макаре Чудре”. Слушатель передает разговор с рассказчиком, описывает окружающую их природу, портреты действующих лиц. Слушатель помогает читателю представить ярче и полнее то, о чем повествует рассказчик. Но слушатель имеет и свою точку зрения, часто отличную от точки зрения рассказчика. Эта оценка не высказана'прямо. Например, в конце рассказа перед слушателем является видение - тени Радды и Лойко Зобара, которым море поет гимн, и “никак не может красавец Лойко поравняться с гордой Раддой”. Их появление в конце рассказа помогает понять авторскую позицию -как бы прекрасны ни были в своем стремлении к абсолютной свободе романтические герои, их жизнь бесплодна и призрачна, она может быть уподоблена тем самым теням, в которые и превратились Лойко и Радда.
Герои романтических рассказов Горького благородны, горды, нередко излишне горды. Поэтому конфликты рассказов очень напряженны, борьба героев бескомпромиссна. Герои легенд, рассказанных старухой Изергиль, - Данко и Ларра - противопоставляются друг другу. Тень Ларры и искры сердца Данко подобны двум полюсам: добру и злу, эгоизму и самоотверженности. Полуживотное происхождение Ларры становится источником эгоизма, а не самоотверженности и человеколюбия. Ларра не понимает людей. Он - тень, он бессмертен и отвержен. Бессмертие Данко другого рода. Данко мечтает освободить людей от злобы, ненависти и бессилия, научить их любить жизнь и помочь им выйти из дикого леса, в который они попали. Но не так-то просто преобразить человеческую душу, и потому нашелся этот самый “осторожный” человек, который наступил на горящее сердце Данко.
Многие рассказчики (Изергиль, Макар) восхищаются героями своих легенд и иногда сравнивают себя с ними, желая найти сходство или, наоборот, не желая этого. И с горечью замечают, что “красавцев становится все меньше”.
Еще одна отличительная черта ранних горьковских рассказов - яркий, многоцветный пейзаж. По мысли автора, сила и могущество природы бесконечны, и только она может помочь человеку окрепнуть духом, стать лучше, добрее, перестать быть мелочным и озлобленным. Море, ночь, луна, звезды, бескрайние степи - все это создает неповторимую атмосферу романтической возвышенности описываемого, помогает лучше раскрыть душу героев.
М. Горький постоянно пытался найти героическую личность не только в легендах, но и среди босяков и бродяг, за которыми наблюдал во время своих скитаний по Руси. Примером может стать герой рассказа “Челкаш”, которого трудно отнести к положительным или отрицательным героям. Но ведь герои легенд Изергиль и Макара Чудры тоже не были идеальны. Вспомнить хотя бы Лойко Зобара - он был конокрадом, но в то же время это была благородная и страстная личность. Нельзя однозначно судить и о Гавриле. Челкаш и Гаврила вместе мечтают о будущем, вспоминают минувшее, говорят о жизни. Однако Челкаш намного сложнее Гаврилы, потому что он выстрадал жизненные идеалы, которых придерживался. Гаврила же всего боится, боится Челкаша, боится моря, стихии. Свобода - понятие, ярко выраженное в ранней прозе Горького, тоже воспринимается ими по-разному. Для Гаврилы: “Пошел- куда хошь, делай - что хошь”. Для Челкаша все по-иному. Горький отмечает некое родство своего главного героя с морской стихией. Море не только символ человеческого бытия, таинственного и чудесного, но и соотносится с образом человеческой души - непостижимой и противоречивой.
По-моему, наиболее яркая и объединяющая все раннее творчество Горького черта - это мысль, что человек несовершенен, но в нем заложено стремление к гармонии, свободе и счастью.




Первый период творчества Максима Горького представлен, в основном, романтическими рассказами. Странствуя по стране, наблюдая жизнь людей, Горький пытался найти необычное, героическое в каждом. Он искал героя - бунтаря, восставшего против несправедливостей жизни, не поступающегося своей свободой.
В первом рассказе “Макар Чудра” мы отчетливо видим позицию старого цыгана, главного действующего лица рассказа. Он отрицает нищенское, жалкое существование, он не может принять его: “Что ж, - он родился затем что ли, чтоб ковырять землю, да и умереть, не успев даже могилы самому себе выковырять?” Эти слова как бы подтверждают позицию автора о свободе каждого человека, о его независимости, непримиримости к условиям жизни. Эта мысль также находит свое подтверждение во второй части рассказа Макара Чудры о любви Лойко и Радды. Старик говорит, что для двух молодых людей свобода гораздо важнее и ценнее, чем чувство любви и даже жизнь.
Горький намеренно не дает нам полного описания портретов своих героев, он старается показать их яркую внешность в целом, специально преувеличивая ее яркость. Вот, например, портрет Лойко: “Усы легли на плечи и смешались с кудрями, очи, как ясные звезды, горят, а улыбка -целое солнце, ей богу! Точно его ковали из одного куска железа вместе с конем”. Все, что наиболее примечательно во внешнем облике героя, служит у Горького средством создания романтического ореола. Кажется, что иногда Горький будто останавливается, ослепленный красотой своего персонажа, и отказывается ее описывать, потому что словами невозможно передать великолепие человека. Этот прием автора можно увидеть при описании внешности Радды: “В ней, этой Радде, словами не опишешь ничего. Может быть, ее красоту можно на скрипке сыграть, да и то тому, кто эту скрипку, как душу свою, знает”.
Рассказ Макара Чудры построен так, что он сначала описывает своих героев, затем рассказывает о столкновении между ними, а уже потом будто передает им самим слово. Так, нарастающее напряжение между Лойко и Раддой передается репликами, сценкой спора между ними и рассказами о схватках между молодыми людьми. И уже здесь мы замечаем еще одну особенность романтического рассказа М. Горького. Она заключается в передаче основной темы через песню. Именно с песни начинается столкновение между людьми, которые полюбили друг друга, но которые не умеют показать это, не могут согласовать чувство со своей независимостью, свободой. Эту песню поет Лойко, а своенравная Радда лишь насмехается над ним и его песней.
В следующем рассказе, “Старуха Изергиль”, на первом плане - рассказчик, рядом с ним находится слушатель, который, по сравнению с предыдущим, из рассказа “Макар Чудра”, еще более отодвинут на задний план. Именно этим автор добивается ощущения полноты раскрытия образа рассказчика, старой Изергиль. Слушатель не вмешивается в ход повествования, не дает характеристик. В этом смысле Макар Чудра - просто рассказчик, передающий историю отношений Лойко и Радды с точки зрения своего отношения к жизни, своего миропонимания, а Изергиль заново переживает все, что случилось с ней б молодости, раскрывает свою душу. Ее жизнь очень пестра, своеобразна, полна впечатлениями. Все это настроение подчеркивает пейзаж. Картины природы создают своеобразный художественный пролог, обрамление легендам, которые рассказывает старуха. Первая легенда старой Изергилъ - сказание о Ларре, сыне орла, вторая - о Данко, герое-спасителе. Именно в этой легенде природа - могучая сила, она подавляет людей, раскрывает их ничтожность, серость, ординарность. Образы деревьев-великанов с переплетенными корнями - символ рабства. Здесь создан целый мир зла, здесь нет места подвигу. Это зло убивает человека, обрекает его на жалкое существование. Но и здесь смог появиться сильный человек, способный бросить вызов этому миру. И зло побеждено, мы уже наблюдаем совсем другую картину: “Сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в брильянтах дождя, и золотом сверкала река...” Это мир добра, идеальный мир, полная противоположность миру тьмы, из которого вывел людей Данко.
Историю же любовных похождений Изергиль не стоит воспринимать лишь как рассказ о многочисленных приключениях молодой девушки. Ведь весь смысл ее признаний - в ее мятежном духе, стремлении искать счастье и свободу. Она хотела оставить след в жизни людей, сделать свою жизнь яркой, она искала достойного человека, для которого могла бы жертвовать всем. Все эти три рассказа связаны между собой идейно. Автор в них ставит вопрос о личности, взаимоотношениях личности и общества, о подвиге. Он все больше раскрывает содержание подвига.
Еще один специфический прием можно заметить, сравнивая “Макара Чудру” и “Старуху Изергиль”. Он заключается в обрамлении повествования пейзажем. Оба рассказа начинаются с описания природы и заканчиваются тем же. Пейзаж, как мне кажется, помогает углублению характеристики героя. Природа здесь яркая, бурная, готовая в любой момент либо бросить вызов человечеству, либо смиренно подчиниться.
Рассказ “Челкаш” является переходным звеном от романтических рассказов к реалистическим, так называемым рассказам из “босяцкого цикла”.. Именно босяк становится тем самым героем-бунтарем, именно в нем Горький замечает неординарность.
Сюжетный центр рассказа - ночной грабеж, но кульминация, однако, вовсе не совпадает с ним, она находится в конце произведения, когда раскрываются вполне характеры двух героев, Гаврилы и Челкаша, их психология.
Во время ночного грабежа мы видим в Челкаше чувства, о которых и не могли подозревать. Он восторгается морской стихией, преклоняется перед ней, наверное, потому, что сам похож на это море. А Гаврила панически боится стихии. Мы узнаем, что для Челкаша деньги - лишь возможность бросить вызов обществу, как это делает стихия. Ему неприятна, отвратительна жадность Гаврилы. Отдав ему награбленные деньги, Чел-каш сразу почувствовал себя лучше, выше Гаврилы.
В своих рассказах Горький показывает нам традиционных для романтических произведений героев, свободолюбивых, гордых, своенравных, но одиноких. Тех людей, которые не могут примириться с пошлостью человека, которые готовы бросить вызов обществу, стихии, всему, что противоречит представлениям о свободе, достоинстве.